понедельник, 30 апреля 2012
Болельщики и нетБолельщики и неболельщики
23 апреля 2012 г.
Вчера в Риме, на Курве Норд, отведенной для болельщиков «Лацио», прозвучали отчетливые и слаженные антисемитские нотки. «Желто-красные евреи» - эти слова были брошены как в адрес болельщиков «Лечче» (шел матч «Лацио-Лечче»), так и, по всей видимости, поклонников «Ромы». А все остальные, присутствующие на стадионе – не засвистели, не выказали никакого неодобрения или негодования. Молчание со стороны президента Лолито и остального руководства «Лацио».
Конечно, случившееся в воскресенье 22 апреля, имеет совсем другой масштаб. Все газеты рассказывают об этом событии под заголовками «Шантаж ультрас», «Клуб «Дженоа», взятый в заложники», «Игроков заставляют снимать майки». Все дело в том, что ультрас с северного сектора стадиона Марасси сумели сначала прервать матч, а потом оккупировали проход в раздевалку, заявляя: «Хотите здесь пройти – майку долой, вы нас опозорили» («Дженоа» проигрывала дома «Сиене» со счетом 0-4). И игроки, как писали газеты, были «вынуждены» снять с себя майки.
читать дальшеВынуждены? Здесь можно поспорить. Мы бы хотели сразу расставить точки над «и»: инцидент в Генуе – крайне серьезен. С другой стороны, он является очередным актом спектакля, который развивается по неизменно одинаковым законам. Насколько же фальшиво и тенденциозно звучат фразы спортивных телерепортеров: «Эти типы не имеют никакого отношения к футболу».
Жаль только, что в начале телевизионных репортажей говорится о «великолепной хореографии». А кто ее режиссирует? Она что – живет собственной жизнью? И о «фантастических болельщиках». Ну да, а кто же тогда скандирует оскорбительные лозунги? И еще говорят о «поклонниках, приехавших Бог весть из какой дали, чтобы поддержать команду», а по прошествии пары дней добавляют, что «это были совсем не болельщики».
Делают вид, что не замечают, что ультрас, их главные заводилы – это одни и те же лица, которые можно увидеть на стадионах Пинетина и Миланелло, в Тригории и Формелло. Попробуйте воскресным вечером либо в понедельник (выходной день футболистов) побродить по заведениям на миланском проспекте Корсо Комо. Вы сможете увидеть игроков в компании лидеров болельщиков. Та же история в Риме, в Неаполе – повсюду. Предводители стадионов превращаются в эскорт, в приятелей, в телохранителей футболистов. Они знакомы друг с другом, зачастую они становятся друзьями, это сообщающиеся сосуды. Самой важной кричалкой, которая может прозвучать из того или иного сектора стадиона, это «он – один из нас». Этот игрок – «из наших». А если ты перестаешь быть таковым, это означает предательство и сулит беды. Если же ты – «один из нас», друг, тогда ты будешь желанным гостем у нас на трибунах. Но ты уже не сможешь отказаться от приглашения на наш праздник, на нашу вечеринку. Если ты «наш», если мы встречаемся на дискотеке или в том или ином заведении, если мы совместно проворачиваем дела, тогда я спокойно смогу тебя попросить проиграть матч, как это случилось в Бари: ведь и нам, шишкам ультрас, нужно кое-что заработать на футбольном тотализаторе.
В теледебатах, которые показывало спутниковое телевидение Sky, Массимо Мауро сказал, что самой отвратительной сценой, увиденной им на стадионе Марасси, оказался разговор Скулли с лидером сектора. В котором они договаривались, как решить проблему. Это была дискуссия между людьми, которые знают друг друга, живут бок о бок, и будут продолжать это делать. В 2004 году два объединивших свои усилия сектора прервали дерби «Лацио-Рома». Они скандировали: «Прекратите игру», утверждая, что одного из болельщиков, за пределами стадиона, насмерть сбила полицейская машина. Это было вранье, но они не отступали. Когда у игроков спросили их мнение, они сказали: «Заканчиваем игру и едем домой». Они боялись. И, по всей видимости, боялись не немедленных последствий, а того, что могло бы произойти после. Существует негласная договоренность между игроками и ультрас, и горе нарушившему его. То же самое произошло вчера в Генуе: было нарушено видимое равновесие, производящее впечатление нормы, которое затем было восстановлено, после разговора между футболистом и лидером ультрас. Когда автобус с игроками «Дженоа» покидал стадион, вслед ему раздалось всего несколько одиночных выкриков. Все вернулось в норму.
Есть и такие, кто не снимает майку. Вчера рискнул так поступить Себастьян Фрей, вратарь «Дженоа». Он повторял, повернувшись к болельщикам: «Это моя майка, и я ее не сниму. Она моя». Жилле, вратарь «Бари», отказался выполнить требования ультрас: «Пропусти один гол, что тебе стоит? Мы и так уже в серии Б». Жилле сказал нет, в ответ на это ультрас предупредили: «Смотри, ты живешь в этом городе, где встречаешь нас, видишься с нами, мы ходим в одни и те же места».
Кларенса Зеедорфа, игрока «Милана», долгое время освистывали болельщики его сектора. Говорили, что из-за плохой игры. Но вовсе не поэтому или, точнее, не только поэтому. После смерти Габриеле Сандри, Зеедорф был единственным игроком, отказавшимся надеть черную траурную повязку. И не потому что не считал эту смерть страшной и бессмысленной, а потому что он точно не знал, что именно произошло. Ему сказали: «Сделай так-то», а он ответил: «Нет, сначала я хочу понять». И расплачивался за это.
Двусмысленные сплетения относятся и к самим клубам. Как долго мы будем закрывать глаза на то, что в течение многих лет предводители ультрас получали билеты на поездки непосредственно от клубов? Билеты, которые потом перепродавались втридорога, на которых обогатилось множество лидеров секторов. И что зачастую хозяевами многих официальных магазинов, занимающихся мерчандайзингом фирменных товаров того или иного клуба, являются лидеры ультрас? А кто-нибудь задавался вопросом, почему, несмотря на то, что у входа на стадион изымаются даже зажигалки и бутылочки, дымовые шашки и петарды все равно оказываются там, внутри? Как они туда попадают? Часто можно услышать, что ультрас держат клубы в заложниках. Безусловно, это тоже правда. Но все значительно сложнее: это отношения, основанные не только на шантаже и подчинении, но и на выгоде. Потому что ультрас могут пригодиться, когда нужно надавить на судей. Или на тренеров и игроков. Ультрас могут сослужить хорошую службу, когда ваша команда вылетает в Лигу Про, а они – всегда рядом с вами и всегда за вас болеют.
Инцидент, случившийся в Генуе - не последний. Еще и еще будут скандироваться расистские и антисемитские лозунги. В Германии дортмундский клуб «Боруссия» запретил группе болельщиков посещать стадион в течение трех лет за расистские кричалки. То же самое проделал «Челси» два года назад. Италия еще весьма далека от этого. Расистские лозунги вошли в обиход многих стадионов. «Ювентус» получал неоднократные предупреждения: если ваши болельщики будут продолжать в том же духе, мы вас дисквалифицируем. Но на следующее воскресенье повторяется та же история, и вновь ничего не происходит. Неизвестно, отметил ли арбитр матча «Лацио-Лечче» в своей докладной записке эти антисемитские выкрики. Если да, то «Лацио» схлопочет штраф на пару тысяч евро, не более того. А Лолито, скорее всего, так и не нарушит своего молчания.
И, конечно же, продолжатся комментарии всего сплоченного и объединенного общества, которые будут сыпаться со всех сторон: «Но ведь эти персонажи не имеют никакого отношения к футболу». В точности как некоторое время назад кто-то отвечал: «Мафия? Но мафии не существует».
@темы:
#статьи,
#зацепило,
#italy,
#serie a