“I have decided to stick to love. Hate is too great a burden to bear.” M.L. King
"В детстве Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью, но, выйдя из детского возраста, стал замкнутым, угрюмым и высокомерным. С детства братья враждовали друг с другом, а с годами эта вражда приобрела поистине патологический характер.
По завещанию основателя династии, утвержденному сенатом и признанному преторианской гвардией и легионами, августами были объявлены оба сына Септимия Севера — старший сын Каракалла и младший Гета. Такое двоевластие оказалось чреватым тяжелыми последствиями, и было определенным просчетом опытного Септимия Севера. Он полагал, что правление двух его сыновей укрепит династию, позволит сбалансировать жесткий волевой характер Каракаллы с мягкостью и осторожностью Геты, но вышло наоборот. Между братьями и стоящими за ними придворными кликами сразу же вспыхнула непримиримая борьба. Попытка их матери Юлии Домны примирить сыновей-императоров успеха не имела.
После торжественных похорон Септимия Севера в Риме его сыновья разделили императорский дворец пополам и "стали жить в нем оба, забив наглухо все проходы, которые были не на виду; только дверьми, ведущими на улицу и во двор, они пользовались свободно, причем каждый выставил свою стражу". Открыто ненавидя друг друга, каждый делал все, что мог, лишь бы как-нибудь избавиться от брата и заполучить всю власть в свои руки. Большинство римлян склонялось на сторону Геты, потому что он производил впечатление человека порядочного: проявлял скромность и мягкость по отношению к лицам, обращавшимся к нему. Каракалла же во всем выказывал жестокость и раздражительность. Юлия Домна была бессильна примирить их друг с другом.
+++

roma-caputmundi.com

"Каракалла совершил в отношении Геты ужасающий акт damnation memoriae — проклятие памяти. Он не только безжалостно расправился с теми, кого заподозрил в симпатии к убиенному, но и повелел стереть его портреты с семейных изображений Септимия Севера и Юлии Домны с двумя сыновьями. [...] Количество репрессированных по «делу Геты» оценивают в 20 тысяч человек — друзья, сенаторы, всадники, префект преторианцев, «секьюрити», слуги, наместники провинций, офицеры, рядовые воины, даже колесничие «команды», за которую болел Гета."
vokrugsveta.ru


Вот это, называется, посмотрели с мадре цикл передач про римских женщин.
Нашла себе вторую историю про братьев, по-своему, не менее больную, чем первая. Осталось найти кого-нибудь в эпоху царства. Ромул и Рем не считаются.
Даже книгу купила про династию Северов. #всё плохо.
Я понимаю, их отец надеялся на лучшее, на то, что они смогут сбалансировать друг друга. Гета должен был отвечать за административное управление, Каркалла - за военное. Но не зря ж говорят "Надейся на лучшее, но готовься к худшему". С империей справился, а с собственными сыновьями не сумел. Не знаю, почему он решил, что после его смерти они смогут терпеть друг друга, если до этого всю жизнь враждовали.
Трагическая недальновидность.

И ещё одно.
Несмотря на то, что по описаниям историков (хотя они могут быть пристрастны) мы видим, что Каракалла был, мягко говоря, отвратительнейшим человеком, меня с первого же взгляда покорил его портрет:
++++
Более живого портрета, я еще не видела.
Нет, римские скульптурные портреты они сами по себе более реалистичные, чем греческие, но характер изображенных людей всё равно удается распознать не всегда.
Но не в этом случае. Здесь сразу видно, что Каркалла был за человек. Суровый, угрюмый. Опущенные уголки губ. Нахмуренный лоб выдает постоянные тревоги Хотя с каких это пор римские императоры - и без тревог? По пальцам перечислить можно тех, кто умер своей, а не насильственной смертью. Может, он и привлекателен по-своему, но - ноуп. В темном переулке с таким встретиться не хотелось бы.
В общем, создателя этого творения хочется носить на руках. Жаль только, ни одного имени римских портретистов не сохранилось.

@темы: #picture, #статьи, #зацепило, #there was once a dream that was rome